«ЮК «ГРАНИ РИСКА»
Никаких общих рекомендаций, консультация только по вашему возврату Наша специализация – страхование. Вернули страховки 856 клиентам Смотрим пункты 4, 9, 10, 11, 15 вашего кредитного договора
Перезвоним в течение 15 минут в ПН-ПТ с 5:00 до 18:00 по МСК

Затопило квартиру с крыши: как взыскать ущерб?

Стрельникова Е.С.Стрельникова Евгения, юрист ООО «ЮК «ГРАНИ РИСКА»

Если вашу квартиру заливает с крыши многоквартирного дома, важно действовать быстро и последовательно, чтобы минимизировать ущерб и решить проблему. В таких ситуациях ответственность за устранение протечек и возмещение ущерба лежит на управляющей компании (УК), которая обязана поддерживать дом в надлежащем состоянии. В этой статье мы разберем, как правильно действовать, чтобы привлечь управляющую компанию к ответственности за причиненный ущерб.

1. Кто отвечает за ущерб?

Крыша является общим имуществом в МКД.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, крыши.

ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации

А значит отвечать за ее ненадлежащее содержание будет то лицо, которое отвечает за управление общим имуществом МКД.

Закон предусматривает три способа управления общим имуществом МКД:

  1. непосредственное управление собственниками МКД, если число квартир не превышает 30;
  2. управляющая компания;
  3. товарищество собственников жилья.

На практике чаще всего встречаются второй и третий варианты. В этой статье мы рассмотрим вопрос взыскания ущерба с управляющей компании, хотя большинство рекомендаций также применимы и для домов, управляемых товариществом собственников жилья.

Как узнать организацию, которая управляет общим имуществом вашего дома:

  1. на официальном сайте ГИС ЖКХ:
  2. скриншот с сайта ГИСХ ЖКХ
  3. посмотреть в квитанция за ЖКУ в разделе получателя платежей за содержание имущества;
  4. на информационных стендах и в объявлениях в подъезде.

Причинами залива квартиры с крыши может быть как ее техническое состояние, так и внешние обстоятельства (снег, дождь, механические повреждения). Однако всех этих случаях возместить ущерб и устранить протечку должна управляющая компания.

Но бывают исключения:

  1. затопление квартиры при производстве капитального ремонта крыши – в данном случает отвечает региональный оператор, осуществивший такой ремонт;
  2. если дом возведен недавно и находится на гарантии, то требования о возмещении убытков и устранении протечки предъявляются застройщику.

Часто управляющая компания в качестве доводов освобождения от ответственности говорит о том, что крыша настолько в плачевном состоянии, что ей может помочь только капитальный ремонт. А в рамках текущего ремонта ничего сделать нельзя. Однако данная позиция не соответствует действующему законодательству.

К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относятся, в частности, проверка кровли на отсутствие протечек, при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение.

п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность управляющей организации выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества – крыши (кровли).

2. Фиксация факта залива

Дорогие читатели, на самом деле это самый важный момент для защиты Ваших прав. Именно на этом этапе допускается большая часть ошибок.

После принятия необходимых мер безопасности и максимального сохранения имущества, нужно НЕМЕДЛЕННО сообщить о случившемся в аварийно-диспетчерскую службу и управляющую компанию вашего дома.

Акт о причинении ущерба должен быть составлен с участием представителя управляющей компании в течение 12 часов с момента обращения в аварийно-диспетчерскую службу

п. 152 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354

В акте ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТРАЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ:

  1. информация о лицах, составивших акт: ФИО собственника, ФИО и должность сотрудников управляющей компании;
  2. адрес квартиры;
  3. ПОЛНЫЙ перечень повреждений;
  4. причина затопления;
  5. подписи всех лиц, составивших акт.

Если акт не будет соответствовать указанным признакам, это может затруднить доказывание ущерба или вины управляющей компании. В случае возникновения разногласий, например, при составлении перечня повреждений, при подписании акта необходимо зафиксировать свои замечания. Укажите на отсутствие отраженных в акте повреждений и собственноручно внесите недостающие пункты.

Примерна форма акта:

акт залива

Если управляющая компания не реагирует и не присылает сотрудника для оформления акта, то необходимо:

  1. официально уведомить управляющую компанию телеграммой на юридический адрес;
  2. составить акт с участием двух соседей и в акте обязательно указать, что представитель управляющей компании не явился для составления акта.

В любом случае рекомендуется провести самостоятельную видео- и фотофиксацию причиненного ущерба. Важно, чтобы на отснятых материалах было четко видно, что источник повреждения (течь) связан с крышей многоквартирного дома (МКД). Это поможет подтвердить причинно-следственную связь и облегчит процесс доказывания.

Крайне важно предупредить соседей снизу о произошедшем. Если их квартира также пострадала, необходимо зафиксировать этот факт в акте. В противном случае вы можете быть привлечены к ответственности за причиненный ущерб, даже если он возник не по вашей вине.

3. Оценка ущерба

Для определения размера ущерба необходимо обратиться к независимому эксперту.

Эксперт проведет осмотр квартиры, зафиксирует все повреждения и составит экспертное заключение. В нем будут подробно описаны все повреждения и рассчитана стоимость восстановительных работ. Это включает в себя замену отделочных материалов, ремонт мебели и техники, а также другие необходимые работы.

Очень важно уведомить управляющую компанию о дате и времени осмотра квартиры экспертом, не позднее чем за три рабочих дня. Сделать это можно путем направления телеграммы или нарочного уведомления. Пример уведомления об осмотре:

акт залива

Обязательно сохраните договор на услуги эксперта и квитанцию об их оплате. Эти расходы вы сможете взыскать с управляющей компании.

Если Вы хотите уже на этой стадии быть уверенным в правильности своих действий, то скорее записывайтесь на бесплатную консультацию нашего юриста и получите анализ перспективы Вашего дела

Бесплатная консультация юриста «ЮК «ГРАНИ РИСКА»

  • Консультация проводится по телефону, скайпу или другим удобным для Вас способом;
  • Продолжительность консультации 30 минут;
  • На консультации Мы расскажем Вам пути решения вашей проблемы.

Заявка Вас ни к чему не обязывает, Вы можете отказаться в любой момент. Перезвоним в течение 15 минут ПН-ПТ с 5:00 до 18:00 по МСК.

4. ФОРМА ДОСУДЕБНОЙ ПРЕТЕНЗИИ

После того как получено заключение эксперта уже можно приступать к подготовке досудебной претензии.

Сразу оговорюсь, что в данному случае досудебный порядок не обязателен. Однако его соблюдение может поспособствовать мирному урегулированию спора, а также в судебном порядке даст вам право на взыскание потребительского штрафа, но об этом чуть позже.

Примерная форма претензии:

форма претензии форма претензии

Что необходимо приложить к претензии:

  1. документы, подтверждающие право собственности (выписка из ЕГРН или свидетельство о праве собственности на квартиру;
  2. копию акта о заливе;
  3. копию уведомления об осмотре;
  4. экспертное заключение;
  5. квитанцию об оплате услуг эксперта.

Претензию необходимо направить ценным письмом с описью вложения. Этот способ обеспечивает подтверждение отправки: у вас останется почтовая квитанция с трек-номером для отслеживания и опись вложения. Также возможен вариант нарочного вручения претензии. Претензия готовится в двух экземплярах. Один передается в управляющую компанию, на втором ставится отметка о вручении.

На официальном сайте Почты России по трек-номеру необходимо отследить вручение претензии в управляющую компанию.

Срок ответа на претензию составляет 10 календарных дней.

Какие варианты возможны на данной стадии?

Первый вариант — игнорирование претензии. В этом случае управляющая компания не выплачивает деньги и не предоставляет письменного ответа. Второй вариант — предложение меньшей суммы. Здесь решение остается за вами: если предложенная сумма, хотя и меньше расчетов эксперта, покрывает ваши расходы на восстановление квартиры, можно рассмотреть возможность согласия. Третий вариант — признание суммы ущерба, но с предложением выплатить ее в рассрочку, частями. В такой ситуации важно письменно зафиксировать все достигнутые договоренности. И, наконец, четвертый, самый благоприятный вариант — полное исполнение претензии в указанном объеме.

5. Что можно получить в судебном порядке?

Если досудебное урегулирование спора не дало результатов, следующим шагом будет подача искового заявления в суд.

В этом случае применяется закон о защите прав потребителей, что позволяет вам обратиться в суд как по месту нахождения управляющей компании, так и по вашему месту жительства.

Как потребитель, вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины, если сумма иска не превышает 1 000 000 рублей.

На практике срок рассмотрения дела зависит от загруженности суда и от того, будет ли назначена судебная экспертиза, если управляющая компания оспорит размер ущерба.

По судебному решению вы получаете:

  1. стоимость устранения ущерба;
  2. компенсацию морального вреда;
  3. штраф в размере 50 % от присужденных денежных средств;
  4. компенсацию расходов на оплату экспертизу и услуг юриста.

В некоторых случаях в исковых требованиях можно заявить о взыскании астрента (судебной неустойки). Это означает, что суд в своем решении устанавливает конкретную дату, до которой управляющая компания обязана устранить протечку. Если срок будет нарушен, с управляющей компании будет взыскана неустойка за каждый день просрочки в размере фиксированной суммы, установленной судом.

Это стимулирует управляющую компанию на оперативное устранение недостатков кровли.

Ниже представлен фрагмент исполнительного листа, по которому наш клиент получил денежные средства:

исполнительный лист

В ходе рассмотрения дела управляющая компания активно пыталась доказать, что протечка кровли устранена, а также оспаривала размер причиненного ущерба. Однако нам удалось успешно отстоять интересы клиента и взыскать полную сумму ущерба, подтвержденную экспертизой. Кроме того, в данном случае был взыскан значительный размер компенсации морального вреда — 20 000 рублей, поскольку квартиру клиента регулярно затапливало, что делало проживание в ней невозможным и причиняло существенные неудобства.

Мы предлагаем профессиональную юридическую помощь в подобных ситуациях. Возьмем на себя решение всех юридических вопросов, чтобы вы могли сосредоточиться на устранении бытовых последствий затопления. Запишитесь на консультацию, и мы предоставим вам четкий и подробный алгоритм действий для защиты ваших интересов.

Бесплатная консультация юриста «ЮК «ГРАНИ РИСКА»

  • Консультация проводится по телефону, скайпу или другим удобным для Вас способом;
  • Продолжительность консультации 30 минут;
  • На консультации Мы расскажем Вам пути решения вашей проблемы.

Заявка Вас ни к чему не обязывает, Вы можете отказаться в любой момент. Перезвоним в течение 15 минут ПН-ПТ с 5:00 до 18:00 по МСК.

Другие записи в разделе «Гражданское право»

2 мар 2025 Независимая гарантия АНКОР: как вернуть деньги? Информационная статья

12 фев 2025 Карта Автолюбитель от Банка ВТБ: как сохранить процентную ставку? Информационная статья

25 янв 2025 Ипотека - не помеха для списания долгов Информационная статья

22 янв 2025 Взыскание расходов на устранение недостатков квартиры Информационная статья

17 дек 2024 Платежная гарантия АВТО-ЗАЩИТА: как вернуть деньги? В данной статье подробно разберём за что Вы заплатили деньги, почему их нельзя вернуть в досудебном порядке и что Вы получите по судебному решению

12 сен 2024 Как вернуть деньги за независимую гарантию ООО "Д.С.АВТО" В данной статье разберём что вообще представляет собой данная услуга и каким способом можно вернуть денежные средства

9 сен 2024 Расторжение опционного договора ООО "АУРА-АВТО" и возврат денежных средств В данной статье мы разберем что такое опционный договор с ООО "АУРА-АВТО" и в чём его смысл, а также определимся с порядком действий по досудебному урегулированию спора и рассмотрим порядок судебной работы

5 мар 2024 Особенности приобретения/отказа товара купленного онлайн Информационная статья

18 ноя 2020 Раздел имущества в «гражданском браке» – как защитить свои права? Информационная статья