С 01.01.2024 г. внесены поправки в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».
Рассмотрим основные изменения для заемщиков:
Напомним, что еще недавно "период охлаждения" составлял всего 14 календарных дней, которые зачастую заемщик пропускает, в том числе и по вине банка, вовремя не предоставляющий заемщикам документы по страхованию. Увеличение срока "периода охлаждения" до 30 календарных дней должно помочь потребителю собрать необходимые документы и подать в финансовую организацию заявление вовремя.
Теперь, если финансовая организация будет «замалчивать мелким шрифтом» особенности выгодных предложений заемщикам, то за данное нарушение компания будет привлекаться к административной ответственности, а потребитель вправе говорить о введении его в заблуждение относительно отдельных условий заключенного договора.
Данное требование означает, что любая кредитная организация при предоставлении потребительского кредита должна в обязательном порядке предоставить заемщику заполнить заявление, где заемщик сам должен проставить согласие на получение дополнительных платных услуг (работ, товаров), при чем в данном заявлении должны быть перечислены все дополнительные услуги (товары, работы), которые потребитель приобретает за заемные денежные средства по данному кредиту.
1) стоимость услуги (работы, товара);
2) право заемщика отказаться от услуги (работы) либо от товара, не бывшего в употреблении, в течение срока, установленного пунктом 3 части 21 настоящей статьи, посредством обращения к лицу, оказывающему услугу (выполняющему работу, реализующему товар), с заявлением об отказе от услуги (работы, товара);
3) право заемщика требовать от лица, оказывающего услугу (выполняющего работу, реализующего товар), возврата денежных средств, уплаченных заемщиком за приобретение товара либо за оказание услуги (выполнение работы), за вычетом стоимости части такой услуги (работы), фактически оказанной (выполненной) до дня получения кредитором или лицом, оказывающим услугу (выполняющим работу), заявления заемщика об отказе от такой услуги (работы, товара), поданного в течение срока, установленного пунктом 3 части 21 настоящей статьи;
4) право заемщика требовать от кредитора возврата денежных средств, уплаченных заемщиком третьему лицу за приобретение товара либо оказание услуги (выполнение работы), за вычетом стоимости части такой услуги (работы), фактически оказанной (выполненной) до дня получения третьим лицом заявления об отказе от такой услуги (работы, товара), при неисполнении таким третьим лицом обязанности по возврату денежных средств заемщику»
Как мы знаем, банк, при выдаче кредита, не ограничивается только страховкой. Зачастую заемщикам навязываются дополнительные платные услуги, которые оформляются различными сертификатами, опционными договорами, абонентскими договорами и пр. Теперь банк не может просто распоряжением заемщика приобрести за него эти услуги, данные услуги (товары, работы) должны быть в обязательном порядке отражены в заявлении заемщика. А это означает, что теперь исполнитель не вправе отказать потребителю в возврате, а если исполнитель и откажет, то заемщик вправе требовать возврата денежных средств непосредственно с кредитной организации.
Более того, если банк не укажет дополнительные услуги в заявлении, но кредитные денежные средства будут направлены на приобретение данных услуг, то заемщик вправе направить жалобу в Банк России, где кредитору направляется предписание об устранении нарушений и банк обязан направить заемщику уведомление о праве заемщика отказаться от такой дополнительной услуги (работы, товара) и потребовать возврата денежных средств.
Источник: Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.07.2023 г.
Данные изменения еще больше защищают права потребителей. Если у Вас остались вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам.